Пропустить команды ленты
Пропустить до основного контента

Журнал аналитической химии- Journal of Analytical Chemistry

:

Страница главного редактора: НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ПРЕПОДАВАНИЯ АНАЛИТИЧЕСКОЙ ХИМИИ

Год выпуска

2 002

Том

57

Номер выпуска

6

Название статьи

НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ПРЕПОДАВАНИЯ АНАЛИТИЧЕСКОЙ ХИМИИ

Страница главного редактора

На симпозиуме по преподаванию аналитической химии, состоявшемся в сентябре 2001 г. в Кордобе (Испания), несколько докладчиков подчеркивали, что, по их мнению, преподавание желательно в большей мере нацеливать на решение конкретных аналитических задач (problem solving). Отмечалось, что в европейских университетах основное внимание уделяется изучению методов анализа, а это изучение несколько оторвано от реальных проблем и практики химического анализа. За констатацией этого факта кое-где последовали действия; так, в Великобритании преподавание было пересмотрено как раз в сторону problem solving, стало прагматичнее (см. www.ukap.org). Англичанин Б. Вудгет написал в тезисах своего доклада, что навыки, опыт жизненно важны для конкурентоспособной экономики, в том числе в сфере химического анализа, особенно если принять во внимание, что в Великобритании ежегодная стоимость аналитических определений превышает 7 миллиардов фунтов стерлингов.
Одно из следствий такого прикладного подхода к преподаванию - это более глубокая проработка вопросов пробоотбора, пробоподготовки с учетом особенностей объектов анализа и обеспечения качества анализа (к последнему аспекту мы еще вернемся). Причем все это относится не только к специализации, но и к основному курсу аналитической химии. Больше внимания процессу анализа как целому, от постановки задачи до интерпретации результатов - вот главный тезис.
Другой аспект преподавания, тесно связанный с уже рассмотренным, это значительный крен в сторону обеспечения и контроля качества анализа. Сюда относятся вопросы разграничения абсолютных и относительных методов определения, единства измерений (traceability), градуирования, образцов сравнения, отыскания и устранения погрешностей, проверки компетентности лабораторий (круговой анализ зашифрованных образцов, аккредитация), обкатки методик и оценки их метрологических характеристик (validation; аттестация), контроля компетентности индивидуального аналитика, обработки и интерпретации результатов анализа. Области науки, на базе которых делается все это, - метрология, хемометрика, наука о качестве (qualimetry).
В настоящее время в аналитической химии внедряется понятие "неопределенность" (uncertainty), но оно еще не стало общеупотребительным. Существенно проводить работу по его разъяснению и использованию.
Обсуждались и проблемы методики преподавания. Отмечу два момента. Первое: работа студентов в команде, совместное, бригадное решение практических задач (например, выяснение причин замора рыбы в озере). Второе, более существенное и современное: широкое использование информационных технологий, компьютерной техники. Виртуальная работа "на аналитическом приборе" с помощью компьютера до того, как попадешь к настоящему прибору; виртуальные теоретические лекционные курсы. В Германии, например, вводят сеть (13 университетов, 16 профессоров), в которую заложен обобщенный лекционный материал. Не говоря уже о способах демонстрации материалов на обычных лекциях и семинарах.
Изложение этих аспектов не означает призыва непременно брать на вооружение все, что появляется в других странах. Разумеется, это особенно касается концептуальной, содержательной части программ и учебных курсов. Например, стоит еще раз подумать об оправданности прагматического аспекта в преподавании. Вопрос, чему учить: анализу или аналитической химии - живо обсуждался еще в 60-х годах прошедшего столетия; большинство склонялось к целесообразности фундаментального знания. Может быть, сейчас назрела необходимость изменения парадигмы? Или ответ может быть разным для вузов различного типа?

DOI

 

Вложения

Создан в 24.09.2014 12:46 пользователем: Аленина М.В.
Изменен в 24.09.2014 12:46 пользователем: Аленина М.В.